суботу, 9 березня 2013 р.

Украина без Кучмы 9.03.2001…(Фото, Видео)


9 марта 2001-го года, на Банковой произошло столкновение между оппозиционерами и «Беркутом», в результате которого 16 человек получили сроки от 2,5 до 4 лет. Это был пик протестов, после которого они пошли на спад. Подборка воспоминаний участников Акций.
ПАТРОН ДЛЯ ВЛАСТИ. Боец УНСО Влад Мирончук был одним из тех, кто отсидел за участие в акции. И поскольку был коллекционером оружия, срок ему добавили: «У меня нашли два незарегистрированных охотничьих ружья, артиллерийский снаряд во дворе (без детонаторов, без взрывчатки), немецкий патрон середины ХХ века, который нельзя было использовать в современном оружии. Но срок мне добавили. Правда, Апелляционный суд его скостил, и в 2003 году я вышел из тюрьмы». Спустя год Мирончук стоял на Майдане: «Хотя ни Тимошенко, ни Ющенко не были нашими кумирами. Мы их поддержали ситуативно. Боролись не за них, за себя», — говорит Мирончук. Сегодня он работает охранником в автосалоне, хочет написать историю УНА-УНСО, в политику не рвется, хотя говорит, что акции протеста против власти готов поддержать.
$400 ЗА ОТСИДКУ. Его однопартиец Олег Бойко тоже отсидел за акцию «Украина без Кучмы». «Я даже поджигал себя в зале суда, а Руслан Зайченко (его тоже посадили после акции. — Авт.) иголки глотал в знак протеста, ему потом операцию делали. У жены конфисковали квартиру, она две недели жила на вокзале. Мы то думали, что боремся за демократию, — вздыхает Бойко. — Кстати, трое политзаключенных умерли сразу после тюрьмы еще мальчишками». Бойко был из тех унсовцев, кто изначально поставил на Тимошенко: «Я тогда готов был отдать жизнь за Юлию Владимировну. Мне казалось, что она не простит Кучме ни своей отсидки, ни то, что над ее мужем поиздевались». Но уже теперь он разочаровался и в Леди Ю., и в ее окружении. «Недавно ко мне приходили нардепы, просили взять Луценко на поруки. Я ответил, что он мне ничего хорошего не сделал. Во-первых, он меня сдал. На допросах в суде я говорил, что толком не знаю, кто он и что. А он прямо на меня указал как на куратора акции. А когда я вышел из тюрьмы, мы встретились с Луценко, он дал мне $200 и сказал: «Ты — националист, а я — социалист, нам с тобой не по пути». Еще $200 мне дал Турчинов. Поначалу, когда я вышел из тюрьмы, меня не хотели брать на работу. Я клал асфальт, работал дворником (сегодня работает в жэке. — Авт.). Уже при Ющенко встречался и с Балогой, и с самим президентом, мне обещали дать звание Героя Украины, чтобы я мог вернуть квартиру. Но дали лишь Орден за мужество — он мне даст 50 грн. добавки к пенсии, если я до нее доживу. Позже бютовцы сделали меня депутатом Днепровского райсовета по Киеву — без денег, в качестве благодарности. Я был главой комитета по борьбе с коррупцией. Тогда же с удивлением узнал, что главные коррупционеры — сами бютовцы. И я года три назад передал Тимошенко компромат на ее окружение. Но мне передали, что она сказала: «Я солдат на генералов не меняю». Вот пускай теперь генералы, которые каждый день от нее по 5—7 человек уходят, и борются за нее. Я мог бы много рассказать о ее окружении», — говорит Бойко. «Унсовцы — это была лишь часть активистов, — говорит Владимир Чемерис, один из организаторов акции 2001 года. — Значительно больше было социалистов. Мы сразу договорились, что не будет партийных флагов, не видели лидера. Хотя, конечно, были те, кто поддерживал Ющенко или Тимошенко. Но в основном люди не хотели нового царя. Соцопрос в мае 2001 г. показал, что большинство украинцев были за парламентскую республику. Я вообще считаю, что, когда у движения появились лидеры в 2004 г., оно выдохлось. Все, чего они хотели, — это «Ющенко так». А надо было не просто лидера менять, а систему менять. Поэтому я на Майдане и не стоял. Что касается моего отношения к Ющенко и Тимошенко, то Ющенко до конца поддерживал Кучму и назвал нас фашистами, а Тимошенко так часто меняла свои взгляды, что я могу лишь вспомнить выражение «юлить».
«БЫЛ ПОТЕРЯН ШАНС НА РЕФОРМЫ»
К чему привела акция «Украина без Кучмы»? «Вся эта цепочка акций, начиная с 2000 года, идеологически и психологически готовила Майдан. Но тогда, в 2001-м, для Леонида Кучмы это был определенный реванш. Если до этого оппозиционеры считали, что такими акциями его можно заставить уйти в отставку, то после 9 марта протесты перешли в глухое недовольство, которое через ряд акций и переросло в Майдан-2004. Мы, украинцы, долго запрягаем. Ну а генеральной репетицией «оранжевой революции» стал сентября 2002-го. Это был единственный раз, когда на митинге на Европейской площади собрались вместе коммунисты, социалисты, националисты — там были и Ющенко, и Симоненко, и Мороз, и Тимошенко, и несколько десятков тысяч людей», — говорит политолог Владимир Фесенко.
«Акция «Украина без Кучмы» изменила политику самого президента, — описывает последствия политолог Михаил Погребинский. — Те реформы, которые сейчас проводит власть, — это то, что хотел делать Кучма в 2000 году. В начале его второго срока начался экономический подъем, была возможность реформирования социальной системы, но после «Украины без Кучмы» он стал больше думать, как сохранить власть, чем о реформах. В итоге страна потеряла многие годы». «Но все-таки эти акции изменили власть изнутри, — полагает Вадим Карасев. — Она стала осторожной: понимает, что люди могут выйти на улицы в случае чего. Понимает, что нельзя закрывать политические ток-шоу, хотя то, что там говорят, может и не радовать слух власти. Кроме того, власть решает свои конфликты через прессу, чего в 1990-е не было. А вот понимание того, что с народом надо делиться, к ней так и не пришло».
ШТУРМ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?
К акции «Украина без Кучмы» подтолкнуло обнародование пленок майора Мельниченко. Плана действий у активистов не было, решили идти по стопам революции на граните 1990 г. 15 декабря установили на Майдане палатки. 19-го декабря провели первую массовую демонстрацию у правительственных зданий. 1 марта палаточный городок снесли. 9 марта, после того, как у оппозиционеров не получилось помешать Кучме возложить цветы к памятнику Шевченко, они направились к Администрации президента, где их и встретили силы МВД. Власти утверждали, что демонстранты предприняли штурм АП, а потому к ним пришлось применить силу. Сами оппозиционеры говорят, что их спровоцировала милиция. Уже к вечеру того же дня было задержано до 500 участников протестов. В декабре 2002 года 16 из них получили сроки. После 9 марта акция «Украина без Кучмы» больше не возобновлялась.
Автор: Рафал Анастасия. Сегодня
Фото: Цензор, Укрправда, panoramio.com
Немного Истории(Укрправда):
15 декабря 2000 года – первые палатки на Майдане, поставленные с целью привлечь внимание к информации, обнародованной Александром Морозом, о причастности высших должностных лиц государства к исчезновению журналиста Георгия Гонгадзе.
19 декабря – первая большая демонстрация к правительственным зданиям.
27 декабря – завершение первого этапа акции, после которого власть оперативно начала реконструкцию Майдана.
14 января 2001 года – начало второго этапа акции, когда палатки стояли уже вдоль Крещатика
Февраль 2001 года – массовые провокации со стороны власти и подконтрольных ей сил.
1 марта 2001 года – снесение палаток демонстрантов по решению Старокиевского суда г. Киева (сейчас учреждение ликвидировано в связи с админреформой в столице)
8 марта – заявления Форума национального спасения (ФНП) о том, что протестанты планируют не пустить президента Кучму возложить цветы к памятнику Шевченко.
Ночь с 8 на 9 марта – парк Шевченко окружает несколько тысяч милиционеров.
Утро 9 марта – Кучма возлагает цветы, демонстранты толкаются с милицией, которая окружила парк.
9:30 – милиция задерживает нескольких демонстрантов.
10:45 – митинг, часть демонстрантов колонной идет на Михайловскую к столичному управлению МВД, туда привозят задержанных и отпускают.
12:00 – продолжение митинга в парке Шевченко, во время которого милиция опять ловит людей
13:45 – марш к МВД с требованием освободить задержанных
15:00 – массовые столкновения с “Беркутом” на подступах к АП
17:00 – учредительный съезд движения “За правду!” в Доме учителя
18:00 – жестокая “зачистка” милицейским спецназом офиса УНСО на улице Димитрова
Вечер и ночь 9 марта – массовые задержания на киевских вокзалах и станциях метро украиноязычных людей и студентов с государственной символикой.
Отголоском событий стало так называемое “дело 9 марта” – в декабре 2002 года судья Голосеевского райсуда Киева Иван Волык осудил по абсурдным обвинениям наподобие “ударил по шлему, в результате чего потерпевший получил повреждение сустава левой ноги” 16 человек (преимущественно членов УНСО) на 2-5 лет заключения.
Михаил Свистович: “Меня схватили за руки, и здесь я слышу голос “Сломайте ему позвоночник…”


Немає коментарів:

Пам’ятай про Крути Молодь пам’ятає Шухевича