вівторок, 16 грудня 2008 р.

Украинские наемники в Грузии. Мифы и реальность

Дата 8 августа 2008 года для многих людей стала памятной не открытием ХХIХ Олимпийских игр в Пекине, но и началом вооруженного конфликта между Россией и Грузией в Южной Осетии. Этот конфликт лучше всего характеризуют слова президента
Российской Федерации Д. Медведева: «До событий 8 августа мало кто мог поверить, что в наши дни на глазах у всего мирового сообщества может быть развязана полномасштабная военная авантюра». Однако, по мнению автора, эти слова должны быть обращены ко всем участникам конфликта, и, прежде всего, к самой России.
Необходимо отметить, что этот конфликт отличался от предыдущих, имевших место на постсоветском пространстве прежде всего интенсивной информационной войной. И в эту информационную войну буквально с первых дней конфликта была втянута Украина.
Уже 10 августа появилось следующее заявление главы МИД Южной Осетии Мурата Джиоева: «Мне сообщали, что там (в Цхинвали, прим. авт.) были и чернокожие, и были совсем светлые парни. Чернокожие – это, вероятно, американцы, а светлые – возможно, украинские наемники». В то же время он подчеркнул, что в настоящий момент «точно установить гражданство погибших наемников невозможно».
11 августа о том, что среди погибших с грузинской стороны в зоне боевых действий в Южной Осетии есть иностранные граждане, сообщил заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын: «Много ли убитых иностранных граждан среди погибших с грузинской стороны в зоне боевых действий – я затрудняюсь сказать, но чернокожих грузин с паспортами других государств мы там видели». Однако он затруднился ответить, сколько иностранцев воюет на стороне
Грузии, так как такой подсчет российскими военными не ведется.
14 августа президент непризнанной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил, что на стороне Грузии воевали наемники, в частности, из Украины. «Мы сегодня можем однозначно ответить, что это были те наемники, которые вошли вместе с грузинскими солдатами». В этот же день глава российского МИД Сергей Лавров подтвердил факт участия в военных действиях на стороне Грузии зарубежных наемников, уточнив, что в конфликте «участвуют от 2,5 до 3 тысяч наемников, в том числе выходцы из Украины, некоторых прибалтийских государств и регионов Кавказа».
18 августа Эдуард Кокойты делает следующее заявление: «По нашим данным, все летчики практически были с Украины, экипажи танков были с Украины... Следственная группа уже переходит в фазу доказательств, потому что есть уже документы, которые подтверждают, что люди являются гражданами Украины». Кокойты также отметил, что не обладает информацией о том, есть ли украинцы среди пленных, зато подчеркнул, что они есть среди убитых. «Потому что их бросали в первую очередь, они шли на штурм города Цхинвал. Среди убитых очень много граждан Украины».
Секретарь совета безопасности Республики Южная Осетия Анатолий Баранкевич сообщил, что «как минимум три обнаруженных трупа из числа нападавших на город имеют ярко выраженную славянскую внешность, что позволяет сделать вывод, что это – наемники. При этом у одного из убитых наемников обнаружены документы на имя Геннадия Викторовича Прокопенко, 1966 г.р., жителя Львова (Украина)».
19 августа генерал-полковник Анатолий Ноговицын заявил следующее: «Двадцать военнослужащих в форме грузин под Поти задержали, трое из них - арабы. Кроме того, среди расчетов (ПВО Грузии) были обнаружены убитые украинцы».
Но, пожалуй, самое сенсационное сообщение под названием «Раскололся один из украинских пленных, воевавших на стороне грузин» появилось 17 августа на сайте «Евразия»: «Во Владикавказе допросили одного из украинских пленных, который вместе с грузинскими войсками устроил геноцид мирных жителей Южной Осетии. Он назвался Игорем Петренко. По его словам, в составе грузинских войск порядка
трехсот наемников из Украины, которые состоят там в различных националистических организациях, предположительно спонсируемых властями Украины. Напомним, что ранее сообщалось о пойманном в Цхинвале украинском снайпере».
5 сентября 2008 на пресс-конференции генерального прокурора Южной Осетии Таймураза Хугаева было сделано заявление об участии иностранных наемников в действиях против Южной Осетии в составе грузинских подразделений. Генпрокурор заявил, что документально подтверждается нахождение боевиков УНА-УНСО на территории Южной Осетии и их участие в операциях. Он перечислил фамилии украинских наемников – членов УНА-УНСО, номера телефонов, адреса. По его утверждению, «в штатном расписании центра антитеррора был специальный отдел – «братья», в котором и состояли наемники из УНА-УНСО. Среди трофеев – военная форма с нашивками УНА – УНСО, списки, фотографии наемников…».
Разумеется, что на столь серьезные обвинения украинские власти должны были реагировать и официальная реакция последовала. Так, 18 августа Министр обороны Украины Юрий Ехануров опроверг информацию об участии украинских наемников в грузино-осетинском конфликте, назвав такие обвинения «пропагандой и враньем». 9 сентября вице-премьер-министр Украины Григорий Немыря заявил, что считает заявление генерального прокурора Южной Осетии об участии украинских наемников на стороне Грузии в боевых действиях проявлением информационной войны. «… это часть информационной войны. Официального под тверждения нет».



Тем не менее, несмотря на заявления официальных лиц, через российские масс-медиа в сознание миллионов был внедрен образ «щирого хлопца с украинским паспортом в кармане, который плечом к плечу сражается с афроамериканцами на улицах Цхинвали».
Обвинения в адрес Украины продолжают звучать и сегодня. Разумеется, что ни фактов, ни доказательств в подтверждение озвученных в Москве и Цхинвали домыслов, не представлено до сих пор. Но, как говорится, не бывает дыма без огня!
9 августа корабли российского Черноморского флота приступили к патрулированию морской акватории у берегов Абхазии. Как заявил генерал-полковник Анатолий Ноговицын: «установлены зоны безопасности, которые известны противоборствующим сторонам. …Если кто-либо будет входить в эти зоны, в том числе и через воздушное пространство – он будет уничтожен». В целом заместитель начальника Генштаба РФ пояснил, что корабли Черноморского флота России задействованы в операции по принуждению к миру в зоне конфликта, целью которой «является обеспечение безопасности российских граждан, оказание содействия миротворческому контингенту и гуманитарной помощи населению в зоне конфликта».
В одном из своих выступлений Ноговицын также сообщил, что 10 августа корабли ВМФ России в рамках этой операции потопили один из четырех грузинских катеров, которые не реагировали на предупреждения и пытались прорваться в установленные российскими военными зоны безопасности у побережья Абхазии.
Исходя из заявлений официального лица министерства обороны РФ, можно сделать вывод, что корабли Черноморского флота Российской Федерации принимали участие в боевых действиях во время российско-грузинского конфликта. Его подтверждает тот факт, что «за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе восемь моряков были награждены орденами Мужества. Среди них два командира черноморских кораблей: командир малого ракетного корабля (мрк) «Мираж» капитан 3 ранга Иван Дубик, и командир малого противолодочного корабля (мпк) «Суздалец» капитан 3 ранга Вадим Джанунц».
В свою очередь, газета правительства Москвы «Тверская, 13» на своем сайте утверждает, что ряд офицеров и мичманов малого противолодочного корабля «Суздалец», входящего в 68-ю бригаду кораблей охраны водного района ЧФ, также были награждены орденами и медалями.
По сообщениям СМИ, кроме мрк «Мираж» и мпк «Суздалец», в операции были задействованы: ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Сметливый», большие десантные корабли «Цезарь Куников», «Саратов» и «Ямал», малые противолодочные корабли «Касимов», «Поворино», ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», малый разведывательный корабль «Экватор», морские тральщики «Вице-адмирал Жуков» и «Турбинист».
Выполнять приказ своего верховного главнокомандующего к берегам Грузии из Севастополя отправились не только боевые корабли, но и входящие в состав Черноморского флота суда обеспечения. Среди них – морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков», спасательные буксиры «Орион» и МБ-31, танкеры «Иман» и «Койда». Позже, для оказания технической помощи корабельной группировке ЧФ в район
конфликта были отправлены и другие суда обеспечения: плавучая мастерская ПМ-138, танкер «Иван Бубнов», судно экологического контроля «Петр Градов», морские буксиры МБ-173 и МБ-174.
При возвращении в пункты постоянной дислокации Севастополь и Феодосию, по требованию украинской стороны были представлены судовые роли, которые показали, что экипажи плавсредств обеспечения ЧФ укомплектованы гражданами Украины.
Так, например, в судовой роли морского транспорта вооружения «Генерал Рябиков» указан экипаж в количестве 47 человек. Из них 40 являются гражданами Украины. (Для справки: штатное вооружения судна – стационарный вариант ПЗРК «Стрела-3М» и артиллерийский комплекс АК-725.) На плавучей мастерской ПМ-138 из 62 человек экипажа – 58 граждане Украины. На танкере «Иван Бубнов»: из 66 – 65 имеют украинское гражданство. На судне экологического контроля «Петр Градов»: из 33 – 30 украинцы. Примерно так же выглядит картина на остальных судах обеспечения.
Так кем же являлись граждане Украины, входящие в экипажи кораблей ЧФ РФ, которые принимали участие в военной операции на территории Грузии?
Попробуем разобраться с этим вопросом на основе международного права. В дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I. Женева, 8 июня 1977 года) говорится следующее:
Статья 47. Наемники
1. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.
2. Наемник – это любое лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в воору-
женном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
с) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием
получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и
f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте,
для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Протокол I к Женевским конвенциям также указывает на то, что данное определение применяется в отношении международных конфликтов, а не в отношении гражданских войн.
Кроме того, в своей резолюции №3 (ХХХIV) от 14 февраля 1978 г. Комиссия по правам человека заявила, что вербовка наемников является противозаконной.
Следует отметить, что определение термина «наемник», приведенное в примечании к рассматриваемой нами уголовно-правовой норме, основано на определении этого понятия в упомянутой ранее ст. 47 Протокола I к Женевским конвенциям, и трактуется следующим образом: наемник не является ни гражданином страны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, и не послан никаким государством для выполнения официальных обязанностей в составе его вооруженных сил. Проще говоря, наемник не имеет прямой юридической связи со сторонами, находящимися в конфликте.
Кроме того, Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. (принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1989 года) расширила понятие «наемник» и сформулировала ряд новых составов преступлений, связанных с наемничеством. Так, была установлена индивидуальная ответственность лиц, осуществляющих вербовку, финансирование, обучение и использование наемников.
Согласно Международному гуманитарному праву (или Праву вооруженных конфликтов) наемничество не запрещается, речь идет лишь о том, что наемники не являются комбатантами и не получают статуса военнопленного. Это означает, что наемник рискует быть привлеченным к уголовной ответственности за участие в вооруженном конфликте, если попадает в плен.
Следует отметить, что действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права (обычное - от слов «правовой обычай», а не в качестве синонима слову «обыкновенное»). К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооруженных конфликтов, тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами.
Таким образом, участие украинских граждан в российско-грузинском вооруженном конфликте в составе Черноморского флота РФ, согласно международного права, можно квалифицировать как наемничество. При этом преступление совершили не только граждане Украины, но и военно-политическое руководство России и командование ВМФ и ЧФ, использовавшие в боевых действиях граждан Украины.
Необходимо заметить, что, наряду с международным правом, на национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наемников. В России это статья 359 УК РФ, где наемничество отнесено к преступлениям против мира и безопасности человечества.
Статья 359. Наемничество
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях – наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
В комментариях к статье 359 УК РФ даны следующие пояснения:
Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей в качестве источника средств к существованию избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и на территории которого постоянно не проживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно - хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения.
Определение понятия «наемник», данное в дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. Под иным материальным обеспечением наемников следует понимать их экипировку обмундированием по сезону, обеспечение их соответствующими видами боевого оружия и боеприпасами, а также автотехникой или иными средствами передвижения и т.п. Под использованием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается непосредственное привлечение его к боевым операциям или акциям военного характера как в районе боевых действий, так и за его пределами.
В части третьей ст. 359 УК РФ предусматривается состав участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. С объективной стороны это деяние заключается в непосредственном участии наемника в боевых акциях и операциях в ходе военного конфликта или военных действий. Преступление является оконченным с момента начала военной акции с участием наемника.
На сайте «Rudiplom.ru» так трактуют объективную сторону наемничества:
Объективная сторона наемничества выражается в трех формах:
1) вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника;
2) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях;
3) участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Вторая форма «использование наемников» – это руководство ими в вооруженном конфликте (как международном, так и внутреннем) по решению разнообразных задач (боевые действия, насильственные действия в отношении военнопленных и населения, проведение террористических и диверсионных актов и т.д.). Использование наемников в военных действиях, как правило, связано с ведением агрессивной войны.
Третья форма совершения преступления – участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях заключается в выполнении им поставленных задач по его использованию.
Можно утверждать, что использование украинских граждан во время вооруженного
конфликта в Грузии на кораблях Черноморского флота согласно российского законодательства является уголовным преступлением .
С другой стороны, законодательство Украины тоже предусматривает уголовную ответственность за наемничество.
Статья 447 уголовного кодекса Украины.
Наемничество.
1. Вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью
использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях, - караются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
2. Участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения - карается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Юристы дают следующие комментарии к этой статье:
Общественная опасность этого преступления заключается в подрыве принципов невмешательства Украины во внутренние дела других государств и отказа от войны как средства решения спорных вопросов международной политики, которые являются основой мира, мирного и взаимовыгодного сотрудничества Украины с другими государствами. Объектом его является мир, международный правопорядок и внешнеполитическая безопасность Украины. Участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств предусматривает индивидуальную или общую с другими деятельность наемника по выполнению боевых задач, которые ставят перед ним лица, осуществлявшие вербовку, финансирование, материальное обеспечение или обучение наемника или от которых зависит получение им материального вознаграждения.
Вооруженный (военный) конфликт других государств предусматривает процесс решения споров на территории других государств с применением оружия и может иметь международный (без участия Украины) или не международный (внутренний в пределах другой страны, межэтнический, межконфессиональный и тому подобное) характер.
Из выше приведенных материалов следует, что согласно украинскому праву привлечение украинских граждан к боевым действия и их непосредственное участие в них является уголовным преступлением.
В заключении необходимо отметить, что в статье 19 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (заключено в г.Киеве 28.05.97 и ратифицировано Российской Федерацией - ФЗ от 03.07.1999 N 124-ФЗ) говорится, что:
«Вопросы юрисдикции, связанные с пребыванием воинских формирований на территории
Украины, регулируются следующим образом:
1. По делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей на территории Украины, применяется законодательство Украины и действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Украины.
2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется:
а) в случае совершения лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей - гражданами Российской Федерации - преступлений против Российской Федерации, а также против лиц, входящих в состав воинских формирований, или членов их семей – граждан Российской Федерации;
б) в случае совершения лицами, входящими в состав воинских формирований, преступлений при исполнении служебных обязанностей в местах дислокации воинских формирований.
В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, применяется законодательство Российской Федерации и действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Российской Федерации.
3. Компетентные органы Сторон могут обращаться друг к другу с просьбой о передаче
или принятии юрисдикции в отношении отдельных дел, предусмотренных настоящей
статьей. Такие обращения будут рассматриваться незамедлительно и благожелательно».
Таким образом, Украина имеет основания возбудить уголовное дело против должностных лиц Черноморского флота по факту привлечения граждан Украины к участию в боевых действиях на территории Грузии.
В любом случае, постановка украинскими властями вопроса о необходимости урегулирования процедуры участия сил Черноморского флота, размещенных на территории Украины, в вооруженных конфликтах является вполне закономерной и обоснованной. Война в Грузии и участие в ней ЧФ показали, что бесконтрольное пребывание иностранных военных на своей территории несет для Киева целый ряд не виртуальных, а вполне реальных угроз. Поскольку в случае, если оппонентом РФ в вооруженном противостоянии при участии Черноморского флота окажется враждебная к Киеву сторона, Украина рискует как минимум стать объектом удара в ответ, адресованного российским военным, а как максимум – быть втянутой в военный конфликт.
Кроме того, неоходимо помнить, что согласно с определением агрессии, которое было дано Генеральной Ассамблеей ООН в статье 3(f) Резолюции №3314 от 14 декабря 1974 года, страна, которая допускает, чтобы ее «территория, которую она предоставила в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства» может быть признана агрессором.

Немає коментарів:

Пам’ятай про Крути Молодь пам’ятає Шухевича