вівторок, 23 червня 2009 р.

ЛЕГКИЙ ТАНК БТ-7



Легкий танк БТ-7 (1936 г.). Танк БТ-7 образца 1935 г. - это дальнейшее развитие танков БТ. Имея цилиндрическую башню, он отличался от танка БТ-5 усилением броневой защиты, применением сварных соединений броневых листов, отечественного карбюраторного авиационного двигателя М-17Т увеличенной мощности, коробки передач с тремя передачами и ленточных плавающих тормозов, установкой дополнительных топливных баков на надкрылках гусениц, что обеспечило увеличение запаса хода более чем в полтора раза.
Танки БТ-7 с цилиндрической башней были выпущены в небольшом количестве.
Вторая модель танка БТ-7 образца 1936 г., отличающаяся от первой конической башней, была наиболее массовой. В этом танке впервые совершенствуется механизм вертикальной наводки пушки - вводится стабилизация линии прицеливания по вертикали. Один пулемет спаривается с пушкой, а второй устанавливается в нише башни. Боекомплект к пушке-188 выстрелов.
На командирском танке БТ-7, в отличие от линейного, устанавливалась радиостанция, убирался пулемет из ниши башни и уменьшался боекомплект пушки до 132 выстрелов.
Легкий танк БТ-7А (1938 г.). На этом танке так же, как и на танке БТ-5А, стояла 76-мм пушка, а боекомплект к ней составлял 50 выстрелов. Эти танки успешно применялись для поддержки танков БТ-7 и Т-26 в боевых действиях на реке Халхин-Гол в 1939 г.
Командирские танки БТ-7А оборудовались радиостанцией, вследствие чего в них не устанавливался пулемет в нише башни, а боекомплект пушки был уменьшен до 40 выстрелов. На части танков устанавливался зенитный пулемет.
На всех танках, принятых на вооружение до 1939 г., применялись карбюраторные двигатели. Однако в условиях боевой обстановки они были недостаточно экономичны, а самое главное - пожароопасны. Поэтому уже в начале 30-х годов начинаются работы по созданию специального дизеля.
Эти работы закончились в 1938 г., когда на танк БТ-5 в опытном порядке установили быстроходный дизель В-2 - первый в истории специально созданный танковый дизель большой мощности. После успешных испытаний этого танка было принято решение начать в 1939 г. серийное производство танков БТ-7М с дизелем.
Такая машина обладала значительным запасом хода (до 600 км на гусеницах), у нее уменьшилась вероятность возникновения пожара. На вооружении остались 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Кроме того, все танки БТ-7М имели пулемет в кормовой нише башни и зенитный пулемет.
На всех машинах устанавливались радиостанция и танковое переговорное устройство ТПУ-3.
Производство танков БТ-7М прекратилось весной 1940 г. в связи с переходом на выпуск танков Т-34.

Тактико-технические данные танка БТ-7
Производился в 1935—1939гг. Выпущено 4 769 танков (включая 156 артиллерийских БТ-7 А и 2 017 радиофицированных). Боевая масса— 13,8 т, экипаж— 3 человека. Длина — 5 660 мм, ширина — 2 290 мм, высота — 2 420 мм, клиренс — 400 мм. Вооружение: 45-мм пушка 20К образца 1934 г. с боекомплектом 172 выстрела (в танках с радиостанцией —- 132 выстрела) и два 7,62-мм пулемета (один — зенитный) с боекомплектом 2 394 патрона. Увеличение количества выстрелов к пушке объяснялось более рациональной компоновкой башни. Бронирование: лоб— 20 мм, борт— 13 мм, корма — 10 мм, башня — 15 мм. Двигатель: карбюраторный М17Т, мощность — 450 л. с. Максимальная скорость — 52 км/ч на гусеницах или 72 км/ч на колесах. Запас хода: на гусеницах — 230 км, на колесах — 500 км. Удельное давление на грунт — 0,78 кг/см2.
Тактико-технические данные танка БТ-7М
Производился в 1939—1940гг. Последняя, наиболее совершенная модификация танка БТ. Выпущено 788 (по другим данным — 704) танков.
Боевая масса — 14,2 т, экипаж — 3 человека. Длина — 5 660 мм, ширина — 2 290 мм, высота — 2 450 мм, клиренс — 390 мм. Вооружение: 45-мм пушка с боекомплектом 188 выстрелов и два 7,62-мм пулемета (один— зенитный) с боекомплектом 2 394 патрона. Бронирование: лоб корпуса — 20 мм, борт и корма — по 13 мм, башня — 15 мм. Двигатель: дизель В-2, мощность — 500 л. с. Максимальная скорость — 62 км/ч на гусеницах или 86 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе: на гусеницах — 400 км, на колесах — 900 км. Удельное давление на грунт -0,9 кг/см2.
Хотя в 1940 г. производство БТ-7М и было официально завершено, к 22 июня 1941 г. эти танки составляли костяк механизированных корпусов, формирование которых началось во второй половине 1940 г.
В первых сражениях Великой Отечественной многие БТ были безвозвратно потеряны, причем большинство танков — не по боевым причинам. Так, многие БТ оказались 22 июня 1941 г. либо в окружных ремонтных мастерских, либо подготовленными к отправке на завод для проведения капитального ремонта. В условиях отступления Красной армии, неразберихи первых недель войны организовать какую-то ремонтно-восстановительную базу в прифронтовой полосе оказалось крайне сложно, зачастую просто невозможно. Однако, советские танкисты, используя такие неоспоримые преимущества БТ, как отличная маневренность и высокая скорость (последняя модель танка, БТ-7М, развивала скорость на колесах до 86 км/ч), достойно противостояли немецким «панцерваффе», а зачастую и выходили победителями из схваток. Для своего времени танки БТ были, безусловно, передовыми машинами.
Источник:В.С.Вознюк, П.Н.Шапов. Бронетанковая техника. Легкий танк БТ-7 (стр.49-51). -М.: ДОСААФ, 1987.

http://bg-znanie.ru/article.php?nid=558

Немає коментарів:

Пам’ятай про Крути Молодь пам’ятає Шухевича